Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы. Любовь к своей Родине, желание видеть ее цветущей и процветающей - все эти чувства во многом зависят от того, как они формируются у школьников.
В семье процесс закладывания основ патриотизма и любви к Родине начинается с самого раннего возраста. Через биографии родителей, бабушек и дедушек у детей постепенно формируется понимание времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, складываются собственные представления о текущих делах и участии в них. И, конечно, патриотическое воспитание было бы невозможно без участия школы.
Важность данного исследования заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируется в детском и школьном возрасте. Однако на сегодняшний день патриотическое воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-политических условиях.
Важнейшая задача - помочь школьникам с раннего возраста осознать суть патриотизма на знакомых примерах из окружающей жизни, развить патриотизм к Родине и чувство долга перед государством.
Воплощению этой задачи в жизнь способствует тот факт, что школа как один из социальных институтов обладает высоким потенциалом для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения.
В процессе организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях можно и нужно использовать различные формы организации воспитания учащихся (например, экскурсии, круглые столы, дискуссии на интересующие учащихся темы, научные общества, различные спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады и конкурсы, анкетирование и научные исследования и т. д.).
Все эти формы отличаются от организационных форм классного воспитания тем, что они заинтересовывают учащихся, расширяют их кругозор, влияют на формирование чувств патриотизма, гордости и уважения к Родине.
Проблема патриотического воспитания уходит своими корнями в далекое прошлое. Русский ученый А.Ф. Афанасьев рассматривал проблему патриотизма и считал, что патриотическое воспитание детей должно «готовить человека к обществу».
Позже проблему патриотического воспитания рассматривали В.А. Сухомринский, Ш.Ш. Кайрулин и другие, но сегодня эта проблема приобретает особое значение: По мнению О.Р. Шеффера, идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются нравственные и духовные интересы народа.
Любовь к Родине невозможно развить, не пробудив в ребенке любовь к деревьям, цветам, спокойствию и мирному дому. Нельзя воспитать в человеке любовь к своему народу, не развив в нем любовь к окружающим его людям, сверстникам и взрослым. Любовь и привязанность к Родине начинается с благодарности матери, отцу, бабушке, школьным учителям и тренерам, с сердечного тепла, которым окружен ребенок, и с красоты места, где он родился и вырос.
Цель исследования: изучить состояние патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся средней школы на современном образовательном этапе.
Объект исследования: патриотическое воспитание учащихся средней школы.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания учащихся средней школы во внеурочной деятельности.
Исходя из поставленных задач и учитывая специфику исследования, были определены следующие задачи:
1. изучить сущность патриотизма и патриотического воспитания.
2. определить особенности патриотического воспитания учащихся средней школы.
3. определить формы и методы патриотического воспитания учащихся средней школы.
4. Описать типы, виды и структуру внеклассных мероприятий для учащихся средней школы.
Методы исследования: теоретические методы, включающие анализ, классификацию и обобщение.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиография.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1. Научное понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание»
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений российской системы образования, поскольку способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и реализации важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных учреждений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, высшей преданности Родине, готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В современных условиях глубоких изменений, связанных с признанием взаимозависимости и взаимосвязанности народов мира, утверждением примата общечеловеческих ценностей, понятие «интернационализм» меняется, постепенно теряя свое классовое содержание и связываясь с гуманистическими ценностями. Сегодня интернационализм определяется как взгляды или политика, выражающие принципиальное единство интересов и стремление к интеграции усилий различных государств, народов или их отдельных частей (классов, социальных слоев и групп). Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, обмена информацией, наукой, техникой и культурой. Буржуазный интернационализм, в частности, ограничивается конкуренцией между буржуазиями разных стран.
Однако он играет важную роль в борьбе против докапиталистического образа жизни и остается опорой для сотрудничества организаций, профсоюзов, правительств и политических партий в интересах буржуазии. В отечественной литературе поднимается вопрос о недопустимости противопоставления патриотизма общечеловеческим ценностям, что, по сути, ведет к распространению эгоизма, безнравственности и ненависти к своей стране и народу. Общечеловеческая сущность патриотизма заключается в том, что патриотическое чувство граждан является необходимым условием стабильного существования любой страны, а патриотизм - основа чувства единства не только одного народа, но и всего человечества.
Идея о взаимосвязи и взаимозависимости общечеловеческого, патриотического и гражданского, о необходимости воспитания любви к Родине и народу, безусловно, правомерна. В то же время вызывает серьезную озабоченность тот факт, что в обществоведении до сих пор не прояснено содержание таких базовых понятий, как «российский патриотизм» и «российское самосознание». Патриотизм - это отношение гражданина к любви, служению и защите своей Родины. Это отношение к государству, общественному строю, социальным отношениям, природным ресурсам, территории, народу страны, его культуре, традициям и согражданам. Патриотизм проявляется в гордости за достижения Родины, негодовании по поводу ее неудач, уважении к ее историческому прошлому и настоящему, бережном отношении к традициям и культуре.
Патриотизм - это глубокая любовь к родине, языку, традициям, народу, отечеству, республике, краю, области. В зависимости от периода патриотизм имеет различное содержание, обусловленное меняющимися социально-экономическими и политическими условиями развития Отечества. Особое значение патриотизм приобрел в процессе формирования государства в борьбе с феодальной раздробленностью и иностранной агрессией. Там, где развивается капитализм, создаются государства и формируются национальные государства, патриотизм становится неотъемлемой частью национального сознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева, М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М. А. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6197/ (дата обращения: 02.04.2024).
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 68-71.
3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 23
5. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - № 6. - С. 3-7.
6. Бех И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей // Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. – К., 1999. – С. 4-8.
7. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: / А. А. Волчкова, С. Н. Пищулин. - М.: Монография, 2003, - 226 с.
8. Вырщиков А.Н., Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма [Текст]: / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - М.: Волгоград, 2005, - 167 с.
9. Вырщиков, А. Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен [Текст]: / С.В. Дармодехина, А.К. Быкова. - М.: Гос., 2007. - 328 с.
10. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. — 2002. 2. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999.-390с.
11. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / Е.И. Дрешина // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 19-22
12. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33
13. Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 02.04.2024).
14. Микляева Н.В. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013. – 144 с.
15. Приходько В.И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - № 2. - С. 53-57.
16. Савотина, Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
17. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
18. Шиканова А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.